0

Эсвэчебурашки

По поводу целесообразности этих испытаний возник спор. Смущала не оценка технически сложных изделий, в которых прежде надо суметь разобраться. Проблема - в плоскости морали: как ни кру­ти, а радар-детектор - некое средство противодействия Закону. В Финляндии обладатель такой игрушки нарвется на солидный штраф, в Люксембурге может и за решетку угодить. А во- немцы и американцы полагают, что подобные электронные штучки дисциплинируют водителей и способ­ствуют снижению аварийности... Последний аргумент оказался решающим: Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин испытали 24 радар-детектора. Съемку в режиме реального времени вел Константин Якубов.

ПРЕДМЕТ ЭКСПОРТА

Кто сможет с ходу назвать отечествен­ное техническое изделие, которое по­купают у нас китайцы, и не потому, что за копейки, а оттого, что не в состоя­нии его передрать? Так вот, это россий­ские радары! Передовая СВЧ-техника восточным соседям пока не по зубам: слепое копирование не дает результа­та. Так что радары гибэдэдэшников, как и Чебурашка с его ушами-локаторами, -истинно российские. Зато среди опро­бованных 24 радар-детекторов преоб­ладают «иностранцы».Пояснения относительно некото­рых использованных в материале тер­минов даны в Нашей справке.

ЧТО НАМ ИЗЛУЧАЮТ?

Чтобы испытать радар-детекторы, нужны заведомо исправные радары и квалифицированные консультанты. С этим осложнений не возникло: пи­терское ООО «Симикон» специализи­руется как раз на производстве микро­волновых систем, в частности - тех са­мых радаров и фоторадарных комплек­сов, с которыми любой водитель зна­ком не понаслышке. Для проведения испытаний нам выделили три прибора. «Радис» - хо­рошо знакомый многим мобильный из­меритель скорости, который использу­ется дорожно-патрульной службой до­вольно давно. «Бинар» - новенький видеоизмеритель с двумя (!) телекамера­ми, фиксирующими как крупный, так и общий план дорожной ситуации, к тому же он записывает целый видео сюжет о нарушении. А фоторадарный комплекс «КРИС»П - самый -вред­ный» в этой троице: обучен самостоя­тельно передавать информацию о на­рушителе на удаленный мобильный пост. Далее эти сведения можно пере­нести на сервер УГИБДД при помощи флэш-накопителя. Отдал в конце сме­ны флэшку начальнику - нарушитель получит квитанцию по почте. Радары могут работать на различ­ных частотах (см. Нашу справку), од­нако в России используется в основном К-диапазон. Его «пожилой колле­га» Х-диалазон, в общем-то, морально устарел, а новомодный инфракрасный La-диапазон, напротив, используется лишь в единичных моделях лазерных радаров. В любом случае, при выборе радар-детектора помните, что макси­мальное число реально необходимых диапазонов - три.

ПОМЕХА СПРАВА!

Помехоустойчивость радар-детекто­ров - тема отдельного доклада...

Производитель способен задрать их чувствительность до небес, одна­ко тогда проклятая электроника нач­нет ловить не только полезный сигнал, но и все,- что «плохо лежит», - поме­хи от светофоров, автоматических две­рей, ЛЭП, шлагбаумов, радиотелефо­нов и т. д. и т. п. Попытки же улучшить помехозащищенность приводят к поте­ре чувствительности. Вывод очевиден: радар-детекторов, абсолютно защи­щенных от помех, не существует. А са­мое распространенное решение, позво­ляющее потребителю уживаться с этим противоречием, - переключатель ре­жимов типа «город/трасса». В городе помех гораздо
больше, поэтому жерт­вуем чувствительностью, за городом -наоборот. *Разработчики радаров давно знают слабые места «визави», а потому выби­рают для своих творений импульсный режим работы. Грубо говоря, радар вы­дает не постоянный сигнал, а короткие посылки (с паузами), отличить которые от помех очень непросто. А большин­ство систем помехозащищенности, ис­пользуемых в радар-детекторах, осно­вано... на фильтрации коротких импульсов! Иными словами, такое изде­лие «видит» сигнал радара, но считает его помехой и никак не реагирует. Напомним, что нормальная ра­ботоспособность радар-детекторов во многом зависит от правильной уста­новки. В частности, металлизирован­ная тонировочная пленка на стекле убивает их чувствительность. То же самое способны сделать любые пред­меты, загораживающие обзор, напри­мер щетки стеклоочистителей. Вот по­чему радар-детектор, который по ин­струкции следовало посадить на маг­нит, приклеенный к Торпедо, сразу вы­звал у нас недовольство: и салон уродо­вать
неохота, и не видно ему ничего...

Испытаниям с радарами предше­ствовала многодневная городская и за­городная езда: каждый из 24 участ­ников преодолел примерно но 70 км по одному и тому же маршруту. Удоб­ство пользования, помехоустойчи вость, индикация - старались оценить все. Но главное - это, конечно же, пое­динок с «Чебурашками». Кто кого?

УШАМИ НАЗАД!

Стрелок с разнообразным «оружием» стоит в боевой готовности на обочи­не, а «жертва» сначала убегает от не­го примерно на пару километров, затем разворачивается и движется навстречу судьбе, прислушиваясь к пискам при­борчика на ветровом стекле. И так для каждого изделия. В общем, за день намотали туда-сюда несколько сотен километров. Впрочем, один заготовленный за­ранее столбец пришлось-таки из та­блицы выкинуть. Если «Радис» до­вольно легко ловился большинством изделий, а «Бинар» уверенно обнару­жила только треть радар-детекторов, то чудище на треножнике по име­ни «КРИС»П вообще отказалось с на­ми сотрудничать! Первый заезд, вто­рой, десятый - молчание... Так ся КРИС радар-детекторами или не ло­вится? И почему?

Ответ подсказали разработчики, и он требует осмысления. Дело в том, что существует рекомендация уста­навливать такие комплексы не только под углом к полосе движения, но и... по ходу движения: они должны «стре­лять в спину», когда сбрасывать ско­рость уже поздно! (Хотя, формально го­воря, измерения спереди ничем не ху­же.) А заранее поймать излучение рада­ра, «стреляющего» в противоположном от тебя направлении, довольно тяжело. Вот почему отловить излучение КРИСа, установленного как надо, «к лесу за­дом, к Ивану передом», нам не удалось. Другое дело, что на дороге мы ни разу не встретили гаишный комплекс, на­правленный в-спину. Но, думаем, пе­рестроятся гаишники очень быстро. И вместо фотографии переднего номера будут присылать «вид сзади». Тогда поймут, что обнаружить та­кого «чебурашку» куда сложнее, чем обыкновенного...

СТАТЬ ВЕЧНО УБЕГАЮЩИМ?

Наше мнение: антирадары исто­рически обречены. Однако сегодня они в ходу, так что будем пользоваться тем, чему они обучены. Понятное дело, если на дороге вы поняли, что маши­ну уже засекли, бить по тормозам бес­полезно, но если удастся поймать «чу­жой» или отраженный сигнал, шанс избежать наказания есть. Суждения авторов относительно каждого из про­веренных радар-детекторов приведе­ны ниже, результаты замеров и экс­пертные оценки сведены в таблицу. В ней же промежуточные коэффици­енты: в каждом испытании за лучший результат полагается 5 баллов, за худ­ший - 1 балл, остальные оцениваются пропорционально показанному ре­зультату. К примеру, самый дешевый, ценой в 510 руб., прибор получил в но­минации «Затраты» оценку 5 баллов, самый дорогой, за 21 ООО руб., - 1 балл, а тот, что стоит 4200 руб., - 4,28. У каждого параметра свой «весовой» коэффициент, максимальный, 0,3, -за дальность обнаружения, минималь­ный, 0,1, - за эргономику. Напомина­ем: наше дело - привести объективные оценки и высказать свое мнение отно­сительно каждого прибора. Несогласным предлагаем выстроить рейтинг детекторов так, как подсказывает их собственное разумение.
Однако призываем водителей не посвящать жизнь тому, чтобы на­учиться половчее увиливать от рада­ров, - проще не давать поводов подлав­ливать себя на нарушениях скоростно­го режима. ЗР

Журнал "За рулем"